Лингвистическая экспертиза

Лингвистическая экспертиза — исследование продуктов речевой деятельности, направленное на установление значимых фактов и получение ответов на поставленные перед экспертом вопросы. Понятие «лингвистическая экспертиза» тождественно понятию «судебно-лингвистическая экспертиза», так как ее проведение обычно необходимо для установления юридических фактов в ходе рассмотрения и разрешения судебных дел.

Основания и порядок проведения лингвистической экспертизы устанавливаются процессуальными нормами права (ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ). Наличие высшего филологического или лингвистического образования и специальной подготовки по экспертной специальности – основное требование к специалисту, проводящему лингвистическую экспертизу. В зависимости от объема и сложности исследуемого материала, к лингвистической экспертизе могут подключаться эксперты из других областей (психологии, политологии, культурологии, и др.), и проводится комплексная лингвистическая экспертиза.

Автороведческая экспертиза - разновидность лингвистической экспертизы, направленная на установление авторства произведения, отдельных характеристик автора, условий создания произведения, а также выявление признаков авторского произведения в спорном объекте

Объектами лингвистической экспертизы являются продукты речевой деятельности: высказывания, тексты, лексемы, словесные обозначения товарных знаков и т. д. Для проведения лингвистической экспертизы необходимо предоставить спорный текст (высказывание) и сведения о речевой ситуации (об участниках и обстоятельствах предъявлены). Так же объектом исследования может быть аудиозапись либо зафиксированный на бумаге (участниками или свидетелями) устный текст (высказывание).
Объектами лингвистической экспертизы могут быть:

газетные и журнальные публикации;
выступления по телевидению, радио, в сети Интернет;
произведения устной или письменной речи, зафиксированные на материальном носителе (письма, книги, листовки, брошюры);
документы, имеющие юридическую силу (договоры, расписки);
показания свидетелей и потерпевших;
товарные знаки, доменные имена, фирменные наименования.

Целью лингвистической экспертизы является:

выявление нарушения авторских прав (плагиата);
выявление случаев обвинения в клевете;
выявление экстремистской деятельности, разжигания расовой, выявление межнациональной ненависти и вражды;
выявление оскорбления, унижения чести, достоинства и деловой репутации;
установление наличия в содержании устной или письменной речи завуалированной информации;
установление смыслового содержания текстов документов;
установление оригинальности и сходства продуктов речевой деятельности, продуктов интеллектуальной собственности и авторских прав;
установление обстоятельств, связанных с угрозой и вымогательством.

 

В Научно-практическом центре исследований и экспертиз проводятся следующие виды лингвистической экспертизы:

Экспертиза по делам об унижении чести, достоинства и деловой репутации

Экспертиза по делам о клевете

Экспертиза по делам об экстремизме

Экспертиза по установлению степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности

Исследование рекламной продукции

Установление смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров

Выявление завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах

Выявление лингвистических признаков угрозы

Другие исследования, требующие специальных познаний в области лингвистики

Экспертиза публикаций в СМИ на предмет наличия или отсутствия пропаганды наркотиков

Автороведческая экспертиза (установление исполнителя и автора текста, обстоятельств выполнения текста, выявление признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер), выявление признаков плагиата)

 

Примерный перечень вопросов, представляемых на разрешение лингвистической экспертизы:

 

Установление обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации:

Содержится ли в тексте (указать) негатив­ная информация о (указать ФИО)?

Если в тексте содержится негативная информация , то в какой форме она выражена: утверждения или оценочного суждения (предположения, вопроса)?

Какова коммуникативная направленность текста?

Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?

Носит ли текст публичный характер?

 

Установление обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью:

Содержится ли в тексте негативная информация о группе лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному признаку? О каких именно группах лиц идет речь?

Содержатся ли в тексте высказывания оскорбительного характера по отноше­нию к лицам какой-либо национальности, конфессиональной или социальной группы? Адресованы ли данные высказывания отдельным представителям или всей группе?

Содержатся ли в тексте высказывания, содержащие суждения о неполноценнос­ти граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравне­нию с другой нацией или группой?

Содержатся ли в тексте высказывания о превосход­стве одной национальности, конфессии или социальной группы и неполноценности, порочности другой?

Содержатся ли в тексте при­зывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц опре­деленной национальности, конфессии или социальной группы?

Содержатся ли в тексте высказывания, содержащие утверждения о возложении от­ветственности за деяния отдельных представителей на всю нацию, конфессию или социальную группу?

Содержатся ли в тексте высказывания о враждебности какой-либо нации, конфессии, социальной группы?

Содержатся ли в тексте высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональ­ной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельно­стью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?

Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении государства, представителей власти?

Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) сведения негативного характера о деятельности представителя власти (указать) при исполнении им должностных обязанностей? Если негативные сведения имеются, то в какой форме они выражены: в форме утверждения о фактах или оценочного суждения?

Содержатся ли в публикации сведения в форме утверждения о совершении представителем власти ... при исполнении им своих должностных обязанностей действий, наносящих ущерб безопасности государства и национальному достоинству страны, а также направленных на разрушение единства и целостности государства?

 

Установление обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции:

Является ли данный текст рекламным?

Имеется ли в рекламном сообщении сравнение?

Имеются ли в рекламном сообщении сведения о товарах (услугах) других компаний? Носят ли данные сведения негативный характер?

Используются ли в рекламном сообщении языковые средства, искажающие смысл информации или формирующие дополнительные смыслы?

Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?

Имеются ли в тексте призывы? Каково их содержание?

Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?

Каковы смысловые доминанты рекламного сообщения? Каковы функции входящих в него компонентов?

Содержит ли рекламное сообщение пропаганду (алкоголя, наркотиков и др.)?

Используются ли в рекламном сообщении средства внушения, языковой манипуляции?

 

Установление смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров и т.д.:

В каком значении употреблено слово (указать) в пункте (указать) документа (указать)?

Каков общий смысл пункта (указать) документа (указать)?

Следует ли из текста документа (указать), что (указать)?

Идет ли речь в тексте документа (указать) о (указать)?

 

Установление обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством:

Содержит ли спорное речевое произведение угрозы?

Содержатся ли в разговоре требования о передаче чужого имущества, права на него или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества?

Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?

Содержатся ли в разговоре требования, угрозы и иные вербальные средства принуждения или оказания давления?

 

Выявление завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах:

Идет ли речь в представленном на исследование разговоре о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?

Если в разговоре идет речь о передаче денежных средств, то кто из участников является инициатором данной тематики?

Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?

Содержатся ли в разговоре провокационные речевые действия со стороны кого-либо из говорящих?

Идет ли речь в разговорах о каких-либо действиях, совершаемых в отношении наркотических средств?

Направлен ли текст на возбуждение у его адресата желания к потреблению наркотических средств?

Идет ли речь в разговоре о приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств?

Идет ли речь в тексте разговора о краже (хищении) либо подготовке к краже (хищению) каких-либо предметов?

Идет ли в представленных разговорах речь о совершении незаконных действий, связанных с денежными средствами, и если да, то идет ли речь об изготовлении, передаче, распространении поддельных денежных купюр?


Установление степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав:

Является ли товарный знак (указать) тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком (указать)?

Является ли наименование (указать) индивидуализирующим? Способно ли оно выполнять различительные функции?

Является ли слово (указать) общеупотребительным или уникальным, индивидуальным?

Является ли словесный компонент (указать) фантазийным? Оригинален ли словесный компонент (указать)?

Имеет ли обозначение (указать) словесный характер, представляет ли собой самостоятельную языковую единицу?

Имеются ли в составе вербального компонента товарного знака «...» слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?

Содержатся ли в словесной составляющей товарного знака прямое описание товара, сведения об изготовителе?

Установление обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом):

Является ли произведение (указать) самобытным и оригинальным или переработанным вариантом другого произведения?

Имеются ли дословные текстовые совпадения в произведениях (указать) и (указать)?

Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений (указать) и (указать)?

Оригинален ли словесный компонент, словосочетание, элемент произведения (название, имя персонажа и т.д.)?

Имеются ли в текстах (указать) и (указать) совпадающие индивидуально-авторские речевые особенности?Написан ли текст (указать) или его отдельные фрагменты одним и тем же лицом?

Обладает ли произведение признаками оригинальности, новизны и творческого характера?

Является ли произведение составным? Оригинально ли произведение по подбору материала и его расположению?


Другие ситуации, требующие специальных знаний лингвиста-эксперта:

Соответствует ли представленный на лингвистическую экспертизу русскоязычный перевод (указать) оригиналу на английском языке (указать)?
В каком значении употреблено слово (указать) в представленном тексте (указать)?

Каково значение слова (указать) в современном русском (английском, немецком и др.) языке?

Являются ли тождественными с лингвистической точки зрения (происхождения и значения) следующие имена: (указать), (указать)? Являются ли перечисленные имена народными, литературными, диалектными, просторечными вариантами одного имени?

Соответствует ли кириллическое написание слова (указать) латинскому (указать)?

Соответствует ли текст (указать) коммуникативным требованиям официально-деловой сферы?

Какова речевая стратегия высказывания?

 

Цены на лингвистическую экспертизу

Наименование услуги

Цена в рублях

Предварительное изучение документации (заочно, по электронной почте)

Бесплатно

Предварительная консультация (заочно, по телефону)

Бесплатно

Консультация специалиста (очная, в офисе организации)

5000

Рецензирование ранее проведенных экспертиз  (заключение специалиста)

от 30000

Участие в суде эксперта, специалиста

от 15000

Выезд эксперта, специалиста за пределы Москвы

от 10000

Выезд эксперта, специалиста по г.Москве в пределах МКАД

Бесплатно

Выезд эксперта, специалиста по г.Москве за пределы МКАД

от 5000

Лингвистическая экспертиза

от 25000

Автороведческая экспертиза

от 25000

Запись по телефону: +7 495 9246010

Почтовый адрес: 117639, Варшавское шоссе, дом 108 кор.1

E-mail: ano-expertiza@bk.ru, info@ano-npc.ru

Skype: ano-expertiza, АНО НПЦИЭ

Научно-практический центр исследований и экспертиз

Поиск